Государственная итоговая аттестация (ГИА)

Программа государственной итоговой аттестации по каждой профессии разрабатывается училищем в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».

Целью государственной итоговой аттестации является установление степени готовности обучающегося к самостоятельной деятельности, сформированности профессиональных и общих компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, степени конкурентоспособности выпускника.

Главной задачей по реализации требований ФГОС является реализация практической направленности подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Формой государственной итоговой аттестации по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования является защита выпускной квалификационной работы.

  • Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.
  • Выпускная квалификационная работа для обучающихся, освоивших программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; выполняется в следующих видах:
    1. - выпускная практическая квалификационная работа и
      - письменная экзаменационная работа.

    Порядок проведения государственной итоговой аттестации

      - Темы выпускных квалификационных работ определяются ГБПОУ РО ПУ№36. Выпускнику предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. Тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу по профессии СПО.
      - Для подготовки выпускной квалификационной работы выпускнику назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.
      - Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний утверждаются ГБПОУ РО ПУ№36 после их обсуждения на заседании педагогического совета с участием председателей государственных экзаменационных комиссий.
      - Государственная итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.
      - По окончании производственной практики представляются документы, характеризующие образовательные достижения выпускников и подтверждающие освоение профессиональных компетенций при прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности:
      a) аттестационный лист,
      б) дневник производственной практики,
      в) производственная характеристика,
      г) отчет о результатах практики.
      - К государственной итоговой аттестации допускается выпускник, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе среднего профессионального образования (ППКРС).
      - Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний, утвержденные в ГБПОУ РО ПУ№36, доводятся до сведения выпускников, не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.
      - Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.
      - Результаты любой из форм государственной итоговой аттестации определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний государственных экзаменационных комиссий.
      - Лицам, не проходившим ГИА по уважительной причине, предоставляется возможность пройти ГИА без отчисления из училища. Дополнительные заседания ГЭК организуются в установленные училищем сроки, но не позднее 4-х месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим ГИА по уважительной причине.
      - Выпускники, не прошедшие ГИА или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, проходят ГИА не ранее чем через шесть месяцев после прохождения ГИА впервые. Для прохождения государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее ГИА по неуважительной причине или получившее на ГИА неудовлетворительную оценку, восстанавливается в училище на период времени, установленный училищем. Повторное прохождение ГИА для одного лица назначается училищем не более двух раз.

    Процедура защиты письменной экзаменационной работы, критерии оценки

      - Защита письменной экзаменационной работы проводится на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии.
      - На защиту письменной экзаменационной работы отводится до 25 минут. Процедура защиты устанавливается председателем государственной экзаменационной комиссии по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает доклад обучающегося (не более 10 – 15 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы обучающегося.
      - По докладу и ответам на вопросы члены государственной экзаменационной комиссии оценивают профессиональные компетенции выпускника.
      - Критерии оценки:

    В основе оценки письменной экзаменационной работы лежит пятибалльная система, учитывается содержание работы, её актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности.

    Оценка «5» (отлично) ставится выпускнику, который демонстрирует глубокое и полное владение знаниями, умение разобрать производственные ситуации, грамотное и логически последовательное изложение ответа (как в устной, так и письменной форме), качественное оформление работы.

    Оценка «4» (хорошо) ставится выпускнику, который демонстрирует осознанное применение знаний для решения производственных ситуаций, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

    Оценка «3» (удовлетворительно) ставится выпускнику, который демонстрирует неполное и непоследовательное изложение материала, допускает неточности в применении знаний для решения производственных задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения.

    Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится выпускнику, который имеет принципиальные замечания по выполнению письменной экзаменационной работы, допустил ошибки в расчетах, последовательности выполнения технологического процесса, допустил грубые теоретические ошибки, не владеет профессиональными навыками.

    Выпускник, не защитивший письменную экзаменационную работу в срок, считается имеющим академическую задолженность

    Процедура выполнения практической квалификационной работы, критерии оценки.

      - Выпускная практическая квалификационная работа по профессии выполняется обучающимися по завершении производственной практики, включает в себя работы по выполнению производственного процесса в присутствии членов государственной экзаменационной комиссии.
      - Содержание выпускных практических квалификационных работ соответствует требованиям квалификационных характеристик соответствующего разряда, включенных в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих или профессиональный стандарт по профессии.
      - Материалы для проведения выпускной практической квалификационной работы состоят из практических заданий для выпускников, критериев оценивания работы.
      - Оценка качества выполненных практических квалификационных работ осуществляется государственной экзаменационной комиссией.
      «5» - аттестуемый уверенно и точно владеет приемами работ практического задания, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием, инструментами, рационально организует рабочее место, соблюдает требования безопасности труда.
      «4» - аттестуемый владеет приемами работ практического задания, но возможны отдельные ошибки, исправляемые самим аттестуемым, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием, инструментами, правильно организует рабочее место, соблюдает требования безопасности труда.
      «3» - аттестуемый не достаточно уверенно владеет приемами практического задания, допускает ошибки в технологическом процессе, организации рабочего места или соблюдении требований безопасности труда
      «2» - аттестуемый не владеет приемами практического задания, допускает серьезные ошибки в организации рабочего места, соблюдении требований безопасности труда.
      - Выпускники, не выполнившие практическую квалификационную работу, не допускаются к защите письменной экзаменационной работы.

    Требования к письменной экзаменационной работе

    Структура письменной экзаменационной работы включает: титульный лист, задание на выполнение работы, содержание, пояснительная записка, рецензия и отзыв о выполнении письменной экзаменационной работы.

    Письменная экзаменационная работа содержит графическую часть в виде приложений: схем, эскизов; таблиц, а также макетов, изделий для профессий технического профиля. Объем работы определяется темой, но не менее 10-15 и не более 40 страниц машинописного текста с учетом приложений (чертежей, рисунков, схем, таблиц). Письменная экзаменационная работа должна отвечать следующим требованиям:

    Соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность,

    Логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме,

    Конкретность представления практических результатов работы,

    Корректное изложение материала и грамотное оформление работы

    Титульный лист является первым листом документа, единую форму которого устанавливает ГОСТ 2. 105-79 Письменная экзаменационная работа выполняется на листах белой бумаги формата А4 Тема письменной экзаменационной работы заполняется прописными буквами. В правой части рекомендуется помещать фамилии и инициалы руководителя, консультантов и исполнителя, их подписи и даты заполняются строчными буквами.

    Вторым листом является лист задания. Раздел «Содержание» размещают после листа задания. К текстовым документам письменных экзаменационных работ относятся: пояснительная записка, спецификация и другие материалы, входящие в состав работы. Изложение текста должно идти от первого лица множественного числа (принимаем, определяем). Может быть использована безличная форма глагола (принимается, определяется).

    Текстовые документы выполняются с применением ПК.

    Размер полей: левое – 25мм, правое -10мм, верхнее – 15мм, нижнее – 25мм. Размер шрифта должен соответствовать 14 (или 12) Times New Roman, используется полуторный межстрочный интервал

    На титульном листе и на странице, где помещено задание, номер страницы не проставляется.

    Нумерация страниц пояснительной записки должна быть сквозной.

    Основной текст должен быть выровнен по ширине. Абзацные отступы должны быть одинаковы во всем документе.

    Текст пояснительной записки при необходимости разделяют на разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей ПЗ, обозначенные арабскими цифрами с точкой. В конце номера подраздела также должна ставиться точка. Подразделы, как и разделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

    Наименования разделов и подразделов (заголовки) должны быть кратким, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. Наименования разделов записываются в виде заголовков полужирным шрифтом Times New Roman 14

    Каждый раздел пояснительной записки рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

    Подразделы письменной экзаменационной работы должны быть логически связаны между собой.

    Все изображения, использованные в письменной экзаменационной работе (фотографии, схемы, чертежи, рисунки), обозначаются словом (сокращенно «рис»). Нумерация рисунков сквозная.

    Подписи к рисункам печатаются сразу под ними.

    Например: рис 2. Организация передвижного сварочного поста. 1.Баллон с защитным газом; 2. Газовый редуктор; 3. Источник сварочного тока; 5. Горелка; 6. Свариваемое изделие; 7. Подающий механизм; 8.Сварочные провод.

    Требования к оформлению формул.

    Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где», без двоеточия после него.

    Требования к оформлению таблиц.

    Таблицы нумеруются внутри каждого раздела в порядке упоминания арабскими цифрами.

    Текст внутри таблицы, включая заголовки столбцов и строк, печатают шрифтом Times New Roman 14 (можно уменьшать до 12).Заготовки столбцов центрируют по ширине столбца, а заголовки строк – по левому краю.

    Таблицу можно размещать по центру относительно левого и правого краев печати. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу.

    Требования к оформлению списка литературы. Библиографический список (раздел под названием «Список литературы») включает в себя учебную и дополнительную литературу, статистические и другие источники, материалы из которых использовались при написании работы. Список литературы оформляется как нумерованный список (арабские цифры, без точки) по алфавиту фамилий авторов, иностранные источники размещают в конце перечня всех материалов. При оформлении библиографического списка указываются все реквизиты книги: фамилия и инициалы автора, название книги, место и год издания, название издательства и количество страниц.

    Правила оформления ссылок и цитат.

    После приведенной в тексте цитаты в квадратных скобках указывается номер цитируемого источника в библиографическом списке и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [14, с. 236].

    Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале ссылки приводят слова: «Цит. по: » (цитируется по) с указанием источника заимствования. Например: [Цит. по: 15].

    Требования к оформлению приложений.

    Приложения оформляются как продолжение работы на последующих ее страницах (после списка литературы), располагаясь в порядке появления ссылок в тексте. В приложения включают вспомогательный материал, например, математические выкладки и расчеты, таблицы, методики, разработанные в процессе выполнения работы.

    Каждое приложение следует начинать с новой страницы указанием в правом верхнем углу слова «Приложение». В необходимых случаях оно может иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично тексту.

    Рецензенты письменных экзаменационных работ назначаются приказом руководителя образовательного учреждения.

    Выполненные письменные экзаменационные работы рецензируются специалистами из числа преподавателей и мастеров производственного обучения училища, владеющих вопросами, связанными с тематикой письменных экзаменационных работ.

    Рецензия должна включать:

  • заключение о соответствии работы теме;
  • оценку теоретической и практической значимости работы, положительные стороны и недостатки;
  • оценку письменной экзаменационной работы в целом.
  • На рецензирование одной работы училищем должно быть предусмотрено не более 2 часов.

    Содержание рецензии доводится до сведения выпускника не позднее, чем за день до защиты письменной экзаменационной работы.

    Внесение изменений в письменную экзаменационную работу после получения рецензии не допускается.

    Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья

      - Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности).
      - При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
  • проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;
  • присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
  • пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;
  • обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).
  • Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.

    Порядок подачи и рассмотрения апелляций

    По результатам государственной аттестации выпускник, участвовавший в государственной итоговой аттестации, имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации и (или) несогласии с ее результатами (далее - апелляция).

    Апелляция подается лично выпускником или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего выпускника в апелляционную комиссию образовательной организации.

    Апелляция о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации подается непосредственно в день проведения государственной итоговой аттестации.

    Апелляция о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации подается не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственной итоговой аттестации.

    Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее трех рабочих дней с момента ее поступления.

    Состав апелляционной комиссии утверждается образовательной организацией одновременно с утверждением состава государственной экзаменационной комиссии.

      Апелляционная комиссия формируется в количестве не менее пяти человек из числа преподавателей образовательной организации, имеющих высшую или первую квалификационную категорию, не входящих в данном учебном году в состав государственных экзаменационных комиссий. Председателем апелляционной комиссии является руководитель образовательной организации либо лицо, исполняющее обязанности руководителя на основании распорядительного акта образовательной организации.
      Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.
      На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей государственной экзаменационной комиссии.
      Выпускник, подавший апелляцию, имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.
      С несовершеннолетним выпускником имеет право присутствовать один из родителей (законных представителей).
      Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность.
      Рассмотрение апелляции не является пересдачей государственной итоговой аттестации.
      При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации апелляционная комиссия устанавливает достоверность изложенных в ней сведений и выносит одно из решений:
      - об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях порядка проведения государственной итоговоoй
      - об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускника подтвердились и повлияли на результат государственной итоговой аттестации.
      В последнем случае результат проведения государственной итоговой аттестации подлежит аннулированию, в связи с чем протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию для реализации решения комиссии. Выпускнику предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию в дополнительные сроки, установленные образовательной организацией.
        Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации, полученными при защите выпускной квалификационной работы, секретарь государственной экзаменационной комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию выпускную квалификационную работу, протокол заседания государственной экзаменационной комиссии и заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при защите подавшего апелляцию выпускника.
        Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации, полученными при сдаче государственного экзамена, секретарь государственной экзаменационной комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию протокол заседания государственной экзаменационной комиссии, письменные ответы выпускника (при их наличии) и заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного экзамена.
        В результате рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации апелляционная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении результата государственной итоговой аттестации либо об удовлетворении апелляции и выставлении иного результата государственной итоговой аттестации. Решение апелляционной комиссии не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию. Решение апелляционной комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленных результатов государственной итоговой аттестации выпускника и выставления новых.
        Решение апелляционной комиссии принимается простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании апелляционной комиссии является решающим.
        Решение апелляционной комиссии доводится до сведения подавшего апелляцию выпускника (под роспись) в течение трех рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии.
        Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит. Решение апелляционной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем апелляционной комиссии и хранится в архиве образовательной организации.

        Информационное обеспечение ГИА

        08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
        Основные источники:
        1. А.А.Ивлиев, А.А.Кальгин, О.М.Скок «Отделочные строительные работы», Москва, «Академия», 2016г.
        2. И.В.Петрова «Общая технология отделочных строительных работ», Москва, «Академия», 2014г.
        3. Н.Н.Завражин «Технология отделочных строительных работ», Москва, «Академия», 2016г.
        Дополнительные источники:
        1. Н.Н.Завражин «Малярные работы высокой сложности», Москва, «Академия», 2010г.
        2. И.П. Журавлев, «Штукатур. Мастер отделочных строительных работ», учебное пособие г.Ростов-на-Дону, 2000г.
        Интернет-ресурсы:

      www.remstroybaza.ru

      www.bibliotekar.ru

      www.malyar.com

      www.re-remont.ru

      www.stroitel73.ru

      http://www.service-galaktika.ru/articles/sovremennie_otdelochnie_raboti современные отделочные строительные работы.

        08.01.09 Мастер общестроительных работ
        Основные источники (ПМ 03 Выполнение каменных работ):
        1. Чичерин И.И. «Общестроительные работы» М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2014г.
        2. А.А. Лукин Технология каменных работ М. Академия, 2013г.
        Дополнительные источники:
        1. Ищенко И.И. «Технология каменных и монтажных работ» М.; Стройиздат, 2007г.
        2. Черноиван В.Н. «Каменные работы» М.; Высшая школа, 2007г.
        3. Журавлёв И.П. «Каменщик» Ростов н/Д; Феникс, 2010г.
        Интернет-ресурсы:

      http://www.elearning-pto.gov.ru (электронные средства обучения, системы перевязки кирпичной кладки)

      http://stroim-domik.ru/sbooks/book/10/ (строим домик)

      http://www.stroyspot.ru/ (технология строительства)

        Основные источники (ПМ 07 Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой):
        1. Овчинников В.В. «Электросварщик ручной сварки» М.6.: Академия, 2014г.
        2. Виноградов В.С. « Электрическая дуговая сварка» М.: Академия, 2014г.
        3. Чернышов Г.Г. «Сварочное дело» М.: Академия, 2015г.
        4. Казаков Ю.В. « Сварка и резка металлов» М.: Академия, 2015г.
        Дополнительные источники:
        1. Чернышов Г.Г «Справочник электрогазосварщика и газорезчика».М.: Академия. 2012г.
        2. Справочник электрогазосварщика и газорезчика. М.: Академия,2012г.
        3. Куликов О.Н. «Охрана труда». М.: Академия, 2015г.
        Интернет-ресурсы:

      http://www.svarkainfo.ru/rus/lib/tech/tsal/

      http://www.metvar.ru/art/svarka-nerv-stali.php

      http://www.shtorm-its.ru/rus/info/svartech/w14.php

        15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
        Основные источники (ПМ 03 Выполнение каменных работ):
        1. Овчинников В.В. «Электросварщик ручной сварки» М.: Академия, 2015г.
        2. Виноградов В.С. « Электрическая дуговая сварка» М.: Академия,2014г.
        3. Чернышов Г.Г. «Сварочное дело» М.: Академия, 2011г.
        4. Казаков Ю.В. « Сварка и резка металлов» М.: Академия, 2013г.
        Дополнительные источники:
        1. Чернышов Г.Г «Справочник электрогазосварщика и газорезчика».М.: Академия. 2014г.
        2. Справочник электрогазосварщика и газорезчика. М.: Академия, 2004г.
        3. Куликов О.Н. «Охрана труда». М.: Академия, 2005г.
        4. Электронный учебник по разделу: Подготовка металла под сварку.
        5. Периодическая печать: журнал « Сварочное производство».
        Интернет-ресурсы:

      http://www.svarkainfo.ru/rus/lib/tech/tsal/

      http://www.metvar.ru/art/svarka-nerv-stali.php

      http://www.shtorm-its.ru/rus/info/svartech/w14.php

        18.01.02 Лаборант-эколог
        Основные источники (ПМ 03 Выполнение каменных работ):
        1. Аналитическая химия 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО.  Апарнев А.И., Лупенко Г.К., Александрова Т.П., Казакова А.А Научная школа: Новосибирский государственный технический университет (г. Новосибирск).Год: 2017 / Гриф УМО СПО
        2. Аналитическая химия 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО . Никитина Н.Г. - отв. ред.  Научная школа: Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (г. Москва-Зеленоград) Год: 2017 / Гриф УМО СПО
        3. Августинович И.В., Адрианова С.Ю, Орешенкова Е.Г., Переверзева Э.А.Технология аналитического контроля М. ОИЦ «Академия», 2013г.
        Дополнительные источники:
        1. А.Л. Лобачев, Р.Ф. Степанова, И.В. Лобачева Анализ неорганических загрязнителей питьевых и природных вод. Самара «Издательство «Самарский университет» 2006г.
        2. Карпов Ю.А. Савостин А. П. Методы пробоотбора и пробоподготовки Издательство: Бином. Лаборатория знаний. 2003г.
        3. Мищенко С.В., Мордасов М.М., Трофимов А.В., Чуриков А.А. Пробоотбор в системах контроля показателей качества продукции. Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2003г.
        Учебники:
        Б. М. Гайдукова, С. В. Харитонов. Техника и технология лабораторных работ серия: среднее профессиональное образование. Издательство: Академия, 2014г.
        Методические пособия, созданные на основе учебников:
        1. П.И. Воскресенский Техника лабораторных работ М.. Издательство: «Химия» 2013г.
        2. Коростелев П.П. Лабораторная техника химического анализа. М Химия 2007г.
        Справочная литература:
        1. сборник ГОСТ по охране окружающей среды.
        Интернет-ресурсы:

      http://www.xumuk.ru/

      http://www.biodat.ru/

      http://www.ecoindustry.ru/